Политическая свобода это – Политическая свобода — это… Что такое Политическая свобода?

Содержание

Политическая свобода — это… Что такое Политическая свобода?

Статуя Свободы в США — один из самых знаменитых «символов свободы и демократии»

Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Политические права и свободы принципиально отличаются от личных, социальных, экономических и других прав и свобод тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.

Политические свободы являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. Обычно они закрепляются в конституции, других законах и правовых нормах стран.

Классификация

К политическим правам, как правило, причисляются следующие права и свободы (в алфавитном порядке):

Данный список не является полным и исчерпывающим.

[1]

Обзор

Хотя политические свободы обычно закрепляются в нормативно-правовых актах высшей юридической силы государства, между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера».

Сам человек должен быть готов к сознательному осуществлению этих прав и свобод. Поэтому важную роль играет политическая культура человека, то есть умение делать политический выбор, находить компромисс, достигать консенсуса, понимать возможность и правомерность осознанных действий в каждой конкретной ситуации.

В правовом обществе, в отличие от тоталитарного, может существовать только правовая свобода. Однако, свобода, не подкреплённая законом и практикой реализации, может обернуться в свою противоположность — произвол, тиранию, насилие.

В определении политической свободы выделяют два аспекта. Первый — негативный — свобода от принуждения и давления государства по отношению к человеку, второй — позитивный — цель предоставления свободы (для чего? к чему?). В последнем смысле политическая свобода представляется как возможность раскрытия потенциала личности во взаимоотношениях между индивидом, слоями общества и государством.

История

Первые рассуждения о политических свободах мы находим в «Политике» Аристотеля, где он рассуждает о противоречиях между категорией «свобода» и демократической формой правления.

Первое частичное отражение в законодательстве политические свободы находят (хотя и без использования данного термина) в английской Великой хартии вольностей в 1215 году.

В дальнейшем важными вехами на пути оформления данного понятия и его классификации были английский Билль о правах, принятый в 1689 году, французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года и американский Билль о правах 1791 года.

В XIX веке и в начале XX века положение с политическими свободами в различных государствах складывается по-разному. Первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, избирательное право и др.) всё ещё, в современном понимании, весьма ограничены (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

Только после Второй мировой войны произошел качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН принимается «Всеобщая декларация прав человека». В 1950 году в Европе подписывается Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод создающая реально действующий механизм защиты декларируемых прав — Европейский суд по правам человека. В 1966 году под эгидой ООН принимается «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения указанных прав с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников.

Различие в трактовках

Отмечается существенное различие в понимании «истинных» политических свобод разными философскими школами и политическими течениями.

Левые причисляют к таковым свободу от нищеты, голода, неизлечимых болезней и т. д., однако право-либеральные политики, в частности Фридрих Август фон Хайек и Милтон Фридман, возражают против такого злоупотребления понятием [2][3][4]. Анархисты имеют на это свой взгляд, называя поддержанную капиталистами свободу «эгоистичной».[5].

Некоторые люди рассматривают политические свободы как синоним демократии, хотя другие находят существенные различия между этими двумя концепциями.

Экологи утверждают, что политические свободы должны включать ограничения по использованию экосистем.

Существует множество философских дискуссий о природе политической свободы, различными типами свобод и степенью, в которой свобода желательна. Например, детерминисты утверждают, что все действия человека предопределены заранее и, следовательно, свобода является иллюзией, а Исайя Берлин выделял различия между негативной и позитивной сторонами политической свободы.

К настоящему времени дискуссии продолжаются, и значение термина, его природы и составляющих непрерывно уточняется.

Политические свободы в России

Одной из основ конституционного строя в Российской Федерации является закреплённое в Конституции[6] признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. За государством закрепляется обязанность — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Именно в Конституции России закрепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д.

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ это что такое СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ: определение — Политика.НЭС

СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

естественное, неотчуждаемое от человека, социальных общностей людей качество, позволяющее им выражать свои мысли и действия в соответствии с правовыми нормами, интересами направленности на стабилизацию, порядок в политико-властных отношениях государства и общества. Политические свободы закрепляются в конституции, других законах и правовых нормах. В Конституции России одной из основ конституционного строя является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ней закрепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д.

Конституционное закрепление политических прав и свобод — важная предпосылка, условие свободной политической деятельности человека, социальных общностей людей. Но это лишь одна, хотя и важная сторона деятельности человеческих субъектов. Ведь между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера». Человек должен быть готов к осуществлению этих прав и свобод, он обязан быть политически культурным. Поэтому следует отметить необходимость формирования у человека культуры свободы, то есть культуры политического выбора, культуры компромисса, консенсуса, понимания возможности и правомерности конкретно-осознанных действий в данной ситуации.

Свобода политическая является содержанием политических прав и свобод, признанных государственной властью и закрепленных в правовых нормах. В правовом обществе может существовать только правовая свобода. Не обеспеченная правом, не гарантированная законом свобода может обернуться своей противоположностью. Свобода без права — это произвол, тирания, насилие. Исторический процесс освобождения людей от различных форм угнетения — это и прогресс правовых форм существования этой свободы.

Выделяют два аспекта в определении политической свободы. Негативный — свобода от принуждения, давления, вмешательства государства в личную жизнь человека. Позитивный — свобода для чего? Свобода к чему? В этом смысле свобода политическая предстает как сфера реализации человеческих потенций раскрытия творческого потенциала личности во взаимоотношениях между индивидами, социальными общностями и государством. Свобода политическая — это возможность самообновления, самопреобразования общества. Это отрицание целесообразности прошлых форм политической жизни, государственных институтов, идеологии во имя общегуманистических целей, осуществляемое в соответствии с внутренним самоопределением личности.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

politike.ru

Что такое политическая свобода? :: BusinessMan.ru

Каждый человек по умолчанию имеет ряд прав и свобод. Они необходимы для возможности самостоятельного развития. Одной из самых важных является политическая свобода. Это что такое, зачем необходима и как может быть реализована?

Общая информация

Свободу часто понимают как что-то статическое. Но дело в том, что её природа динамическая. Она запросто может трансформироваться в свою противоположность. Так, условное рабство может быть одним только порождением ложно направленной свободы. Это происходит из-за спорности её природы и определений. Самое общее из них гласит, что она заключается в том, что человек может выражать сущность своего сознания. Но что такое политическая свобода? Это не только возможность выбора (ведь он является только одним составляющим элементом). В данном случае подразумевается не только возможность останавливаться на чем-то из представленного, но и принять только своё решение. В современном обществе политическая свобода считается естественной и неотчуждаемой от социальных общностей и человека качеством, которая выражается в отсутствии вмешательства в его выбор.

Особенности развития

Здесь выделяют два аспекта. Первый является негативным, поскольку он освобождает от принуждения и давления со стороны государства (в его отношениях с человеком). Второй аспект – позитивный. Он определяет цель предоставления свободы. Чтобы разобраться с ним, человеку необходимо ответить на такие вопросы: к чему это? Для чего? Также этот аспект позволяет предоставить каждому возможность раскрытия потенциала своей личности, когда имеют место взаимоотношения между разными индивидуумами, сегментами общества и страной, которую представляют государственные органы. Политические свободы человека начали рассматриваться ещё со времён античной демократии. Тогда считалось, что чем свободнее человек, тем больше времени им посвящается для вопросов управления страной. При этом существует подчинение, но не господину, а закону.

Новый виток исследований

Но со временем Античность пала, и главенствующей стала религия. При ней политическая свобода граждан отошла на третий план и активно поднималась исключительно мятежниками и различными освободительными движениями. Активно к ней вернулись и начали обговаривать мыслители эпох возрождения и реформации. Правда, они особое внимание уже посвящали индивидуальным аспектам свободы человека. И в духе времени рассматривалось, что первоначальную важность имеют люди, а не бог. Поэтому ими подчеркивалась важность человека, равенство и справедливость, которые должны быть в обществе. В новом времени происходило формирование понимания того, что при жизни с другими людьми свобода может быть только ограниченной. В эпохе просвещения выделились два основных аспекта. Так, политическая свобода рассматривалась относительно государственного строя и отдельных личностей. Причем оба аспекта учитываются и функционируют вместе и взаимосвязано. Должно быть предусмотрено и разумное сдерживание, и ограничение, поскольку свобода может отсутствовать даже в тех случаях, когда, теоретически, она обязательно должна быть.

Время революций

Когда во Франции произошла большая буржуазная революция, то тогда же приняли Декларацию прав человека и гражданина. В ней устанавливалось, что все люди рождены свободными и равноправными. Сложившиеся общественные различия были необходимы всем. Под свободой здесь подразумевалась возможность совершать всё, что не повредит другим. Для облегчения формирования границ должен использоваться закон. Кстати, именно в эту эпоху революций и произошло перетекание свободы их сферы моральной философии в политическую плоскость. Важным является тезис, что политическая свобода является высшим развитием свободы личной, поскольку подразумевает независимость, самостоятельность и безопасность (а также право влиять на аспекты управления государством).

Выход на современное положение

Мы уже знаем, что такое политическая свобода. Определение данного термина не раз менялось с момента его возникновения. Но когда всё было перенесено в политическую плоскость, то первоначально он выражал, в основном, интересы буржуазии. Особенно остро это проявлялось, когда обговаривали частную собственность, проблемы взаимоотношения и создаваемого государства. Тогда же возникли концепции политической свободы человека: позитивная и негативная. Первая подразумевала возможность самосовершенствования и саморазвития, раскрытия внутреннего потенциала и творческих способностей. Негативная концепция рассматривала отсутствие принуждения и вмешательств: защита от жестокости, насилия, диктата, идущих от государства или иных людей.

Три уровня

Чтобы иметь возможность судить о том, какая имеет место степень политической свободы, необходимо знать возможные состояния этого аспекта человеческой и общественной жизни. И в этом нам помогут три уровня осуществления. Их особенности таковы:

  1. Первый уровень. Здесь свобода проявляется в виде внутренней характеристики личности, которая является имманентно присущим человеку свойством. В качестве примера можно привести волю к действиям, которая лежит в основе социальной саморегуляции. Благодаря этому каждый субъект общества имеет определённые возможности в социуме: правоспособность и дееспособность.
  2. Второй уровень. Он характеризует возможность считаться хозяином собственной жизни и принимать решения, которые зависят от самого человека, не пребывая под действием ограничений и/или насилия. Также здесь предусмотрено построение отношений с социумом (коллективом, обществом) на определённых принципах.
  3. Третий уровень. Здесь подразумевается наличие возможностей самоорганизации населения для построения выверенных и четко регламентированных взаимоотношений человека, общества и государственного аппарата. Здесь люди могут выступать не только в качестве самостоятельных и независимых личностей, но и как деятельные субъекты. Предоставленная здесь политическая свобода даёт возможность выбирать среди разных вариантов активного поведения, которые будут влиять на другие личности.

Конфликты и их решение

На данный момент можно увидеть, что выражаются противоположные подходы относительного одного понятия. По мере формирования политической мысли формировались различные характеристики свобод. Так, сейчас довольно популярной является точка зрения, что она была променяна людьми на гарантии безопасности. Противоположная ей говорит о том, что свобода возможна только там, где государство базируется на законе и власть разделена между разными органами (а за ними ещё и ведётся контроль со стороны общественности). Поэтому политическая свобода рассматривается отдельно для государств и личностей. С одной стороны, она воспринимается как участие в коллективной власти благодаря выборам. С другой точки зрения, политическая свобода – это использование личной независимости. Поэтому важным является то, сколько прав человека осуществляется. И сколько из них соответствует его личным интересам. При этом следует отделять личные права и свободы, которые принадлежат гражданам определённого государства на его территории. Но следует отметить, что они в равной степени должны защищаться судебной системой страны. Даже несмотря на то, что многие из них предусматривают инакомыслие, критику и различные антиправительственные действия вроде митингов и демонстраций.

Какое положение дел существует в Российской Федерации?

В Конституции РФ политические свободы вместе с человеком и его правами — наивысшая ценность. Государство обязывается признавать, соблюдать и защищать людей и граждан страны. Именно в конституции прописано то, что человек может принимать участие в государственных и общественных делах, может занимать должности, создавать различные профессиональные союзы и объединения (и активно участвовать в них). Конституция обеспечивает гарантию свободы совести, возможность участвовать в мирных демонстрациях, митингах, собраниях, пикетах и уличных шествиях. Наибольший интерес для нас предоставляет 29-я статья. В ней провозглашается свобода мысли и слова. Под этим подразумевается создание такого положения, при котором исключено давление на личность, её образ жизни и сознание. Она обладает свободой выражения. Также за людьми закреплено право публично излагать свои взгляды на любую проблему, действие, слова и так далее. Но при этом необходимо помнить, что запрещена пропаганда религиозного, языкового, социального, национального или расового превосходства.

Заключение

Политическая свобода – это ценное приобретение человеческого сообщества. Многие люди даже не понимают, какое значение она имеет, поэтому и не пробуют реализовать её и использовать предоставляемые ею преимущества. Ведь ею предусмотрена возможность самореализации человека, его развития и построения целостного гражданского общества. Но при этом рамки ограничения для неё всё ещё не были созданы. Как понимать, как ограничивать людей? На основании чего принимать эти решения? Существует ещё очень большое количество различных вопросов, на которые необходимо найти ответы. Что ж, это не удивительно – ведь общество всё ещё продолжает развиваться, поэтому нам необходимо найти оптимальную модель межличностных и социальных связей.

businessman.ru

Свобода Политическая — Словарь по политологии

СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — естественное, неотчуждаемое от человека, социальных общностей людей качество, позволяющее им выражать свои мысли и действия в соответствии с правовыми нормами, интересами направленности на стабилизацию, по­рядок в политико-властных отношениях государст­ва и общества. Политические свободы закрепляются в конституции, других законах и правовых нормах. В Конституции России одной из основ конституционного строя является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ней за­крепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д. Конституционное закрепление политических прав и свобод — важная предпосылка, условие сво­бодной политической деятельности человека, соци­альных общностей людей. Но это лишь одна, хотя и важная сторона деятельности человеческих субъек­тов. Ведь между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера». Человек должен быть готов к осуществлению этих прав и свобод, он обязан быть политически культурным. Поэтому следует отметить необходимость формирования у человека культуры свободы, то есть культуры политического выбора, культуры компромисса, консенсуса, понимания возможности и правомерности конкретно-осознанных действий в данной ситуации. Свобода политическая является содержанием политических прав и свобод, признанных государственной властью и закрепленных в правовых нормах. В правовом обществе может существовать только правовая свобода. Не обеспеченная правом, не гарантированная законом свобода может обернуться своей противоположностью. Свобода без права – это произвол, тирания, насилие. Исторический процесс освобождения людей от различных форм угнетения – это и прогресс правовых форм существования этой свободы. Выделяют два аспекта в определении политической свободы. Негативный – свобода от принуждения, давления, вмешательства государства в личную жизнь человека. Позитивный – свобода для чего? Свобода к чему? В этом смысле свобода политическая предстает как сфера реализации человеческих потенций раскрытия творческого потенциала личности во взаимоотношениях между индивидами, социальными общностями и государством. Свобода политическая – это возможность самообновления, самопреобразования общества. Это отрицание целесообразности прошлых форм политической жизни, государственных институтов, идеологии во имя общегуманистических целей, осуществляемое в соответствии с внутренним самоопределением личности.

Словарь по политологии

politics.ellib.org.ua

СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — это… Что такое СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ?


СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
— правовые принципы, определяющие свободное состояние индивида как участника политических отношений. С.п. являются условием всех остальных прав и свобод, они составляют принципы взаимоотношений между индивидом и гос-вом, гос-вом и обществом. С.п. имеют характер как индивидуальных, так и общественных свобод и включают следующие основные политические права и свободы: право голоса, право участвовать в свободных и равных избирательных процедурах (избирать и быть избранным), а также любым иным образом участвовать в политической жизни (в т.ч. путем занятия государственных должностей), свободу слова и обмена информацией, право регулярно получать правдивую информацию о деятельности государственных органов и контролировать эту деятельность, право создавать организации и объединения политического характера, свободу участвовать в разрешенных законом политических акциях, свободу распространения печатной и иной политической информации, содержание которой не противоречит нормам действующего законодательства, свободу от любого посягательства на права личности со стороны гос-ва (в т.ч. в форме принуждения к тем или иным политическим акциям). С.п. предполагают свободу не только политического, но и экономического выбора, а значит, и наличие экономических свобод. С.п. наряду с гражданскими, экономическими свободами и основополагающими свободами личности фиксируются в нормах государственного права.
Концепция С.п. возникла одновременно с концепцией гражданского общества, которая, в свою очередь, была связана с идеей индивидуальной свободы, самоценности личности. С.п. определяют принципы взаимоотношения суммы граждан-индивидов, составляющих гражданское общество, с гос-вом, утверждают независимый от гос-ва статус каждого из индивидов с присущими ему интересами, потребностями в самореализации и т.д. Поскольку С.п. являются формой реализации более фундаментальных и универсальных естественных свобод человека, их утверждение исторически относится к Новому времени, когда оформляется комплекс представлений о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Производность С.п. от естественных прав человека подчеркивается теорией общественного договора, согласно которой исток государственной власти заключен в суверенитете личности. Соответственно, гос-во находится в зависимости от волеизъявления собственных граждан, а его компетенция ограничена кругом проблем, не решаемых обществом. С.п. предполагают рассредоточение властных функций, исключают монополию на власть со стороны к.-л. одного лица, социальной группы, партии, закрепляют свободу выбора во всех сферах общественной жизни.
Хотя С.п. и служат гарантиями личной свободы человека, они не могут ее заменить. Гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина. Последние, в отличие от С.п., закрепляют принципы социального бытия гражданина, а не его взаимоотношения с государством. Понятие «С. п.» подразумевает политическую активность граждан, предполагает их заинтересованность во влиянии на политические события, а также ответственность за развитие политических процессов.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.

  • СВОБОДА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
  • СВОЙСТВО

Смотреть что такое «СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ» в других словарях:

  • Свободы политические — закрепленные законом права, обеспечивающие демократическое, всестороннее и действенное участие гражданина, в политическом процессе. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — совокупность правовых норм, в которых отражается положение человека или иного политического субъекта в государстве. С.п., как правило, закреплены в конституции страны. Содержание С.п. на протяжении истории постоянно менялось. Во Всеобщей… …   Политология: словарь-справочник

  • ПРАВА И СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ …   Юридическая энциклопедия

  • ПРАВА И СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — (см. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВАИ СВОБОДЫ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, группа основных конституционных прав и свобод граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), наряду с личными, социальными, экономическими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в… …   Энциклопедический словарь

  • Политические партии России в 1917 году — Политические партии России в 1917 году  совокупность основных политических партий и организаций, существовавших в России в 1917 году. Сразу же после Февральской революции происходит разгром правомонархических партий и политических… …   Википедия

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… …   Юридическая энциклопедия

  • Политические взгляды — Политические убеждения совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль. Политические убеждения нередко тесно… …   Википедия

  • Политические партии Чехословакии — общественные организации и объединения, формировавшие политическую систему Чехословакии на протяжении всего времени существования этого центральноевропейского государства (1918–1993). Содержание 1 Особенности развития политической системы… …   Википедия

  • Политические партии Нидерландов — Политические партии Нидерландов: Представленные в парламенте Христианско демократический призыв Партия труда Социалистическая партия Народная партия за свободу и демократию Партия свободы Зелёные Левые Христианский Союз Демократы 66 Партия защиты …   Википедия


dic.academic.ru

Политический словарь — значение слова Свобода Политическая

— естественное, неотчуждаемое от человека, социальных общностей людей качество, позволяющее им выражать свои мысли и действия в соответствии с правовыми нормами, интересами направленности на стабилизацию, порядок в политико-властных отношениях государства и общества. Политические свободы закрепляются в конституции, других законах и правовых нормах. В Конституции России одной из основ конституционного строя является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ней закрепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д. Конституционное закрепление политических прав и свобод — важная предпосылка, условие свободной политической деятельности человека, социальных общностей людей. Но это лишь одна, хотя и важная сторона деятельности человеческих субъектов. Ведь между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера». Человек должен быть готов к осуществлению этих прав и свобод, он обязан быть политически культурным. Поэтому следует отметить необходимость формирования у человека культуры свободы, то есть культуры политического выбора, культуры компромисса, консенсуса, понимания возможности и правомерности конкретно-осознанных действий в данной ситуации. является содержанием политических прав и свобод, признанных государственной властью и закрепленных в правовых нормах. В правовом обществе может существовать только правовая свобода. Не обеспеченная правом, не гарантированная законом свобода может обернуться своей противоположностью. Свобода без права — это произвол, тирания, насилие. Исторический процесс освобождения людей от различных форм угнетения — это и прогресс правовых форм существования этой свободы. Выделяют два аспекта в определении политической свободы. Негативный — свобода от принуждения, давления, вмешательства государства в личную жизнь человека. Позитивный — свобода для чего? Свобода к чему? В этом смысле свобода политическая предстает как сфера реализации человеческих потенций раскрытия творческого потенциала личности во взаимоотношениях между индивидами, социальными общностями и государством. — это возможность самообновления, самопреобразования общества. Это отрицание целесообразности прошлых форм политической жизни, государственных институтов, идеологии во имя общегуманистических целей, осуществляемое в соответствии с внутренним самоопределением личности.

Смотреть значение Свобода Политическая в других словарях

Свобода 1 — независимость
воля
Словарь синонимов

Свобода 2 — воля
Словарь синонимов

Свобода 3 — воля
приволье
раздолье
Словарь синонимов

Свобода — ж. слобода южн. зап. сев. свободь вост. сев. своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. понятие……..
Толковый словарь Даля

Свобода — свободы, ж. 1. только ед. возможность проявления субъекта своей воли (см. воля в 1 знач.; филос.). — Энгельс говорит: «Гегель первый правильно представил соотношение свободы……..
Толковый словарь Ушакова

Свобода — Независимость, суверенитет; отсутствие гнета, запретов, ограничений; возможность поступать по собственному усмотрению.
Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная,……..
Словарь эпитетов

Политическая Ж. Устар. — 1. Женск. к сущ.: политический (1*).
Толковый словарь Ефремовой

Свобода Ж. — 1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни. 2. Государственная независимость, суверенитет. 3. Отсутствие крепостной……..
Толковый словарь Ефремовой

Ассоциаций Свобода — — см.
ПРАВО НА ОБЪЕДИ. НЕНИЕ
Экономический словарь

Договора Свобода — — см.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ
ДОГОВОРА.
Экономический словарь

Конфессиональная Политическая Партия — — политическая
партия, объединяющая граждан по
принципу общности вероисповедания. Существуют, как правило, в поли-конфессиональных государствах.
Экономический словарь

Новая Политическая Экономия — — наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Экономический словарь

Политическая Дееспособность — — способность гражданина своими действиями самостоятельно осуществлять политические права и свободы, гарантируемые ему конституцией и законами государства. П.д. гражданина……..
Экономический словарь

Политическая Ответственность — — один из видов международно-правовой ответственности. Выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение……..
Экономический словарь

Политическая Партия — — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников,……..
Экономический словарь

Политическая Правоспособность — — способность
гражданина быть субъектом политических правоотношений, т.е. обладать политическими правами и свободами, гарантированными нормами конституционного……..
Экономический словарь

Политическая Система Общества — — 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных……..
Экономический словарь

Политическая Среда — элемент внешней маркетинговой среды предприятия, характеризующий состояние политической системы государства, её институтов, состояние правительственной бюрократии……..
Экономический словарь

Политическая Экономия — одно из названий экономической теории, введенное в обиход французским экономистом А. Монкретьеном и широко применявшееся в XVIII-XIX вв. В советской экономической науке……..
Экономический словарь

Полная Свобода В Осуществлении Сделок — Полная свобода действий, предоставленная брокеру или советнику, в отношении использования счета клиента для покупки и продажи ценных бумаг без предварительного согласия……..
Экономический словарь

Ральф Хоутри: Политическая Экономия Торговцев — Когда Ральф Хоутри (род. 1879) оказался, в колледже Троицы лишь девятнадцатым по успехам в математике, его наставник был весьма разочарован и сказал, что Хоутри слишком……..
Экономический словарь

Свобода — -ы; ж.
1. Отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни общества. С. манифестаций. Политическая……..
Толковый словарь Кузнецова

Свобода Вероисповедания — в конституционном праве — одна из основных личных свобод человека, включающая
право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно……..
Экономический словарь

Свобода Выбора — свободное
право
собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся
ресурсы и
деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию
……..
Экономический словарь

Свобода Действий (франц.) — Теория, согласно которой вмешательство государства в коммерческие и экономические вопросы должно быть минимальным. Работа Адама Смита «Богатство наций» (Wealth of the Nations)……..
Экономический словарь

Свобода Договора — основополагающий
принцип договорного
права, означающий, что стороны
договора по собственному усмотрению решают вопросы о заключении договора и его содержании.
Экономический словарь

Свобода Информации — — в конституционном праве —
понятие, охватывающее целую группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных средств массовой информации,……..
Экономический словарь

Свобода Манифестаций — — в конституционном праве — одна из основных конституционных политических свобод граждан. Представляет собой возможность проводить демонстрации, шествия, митинги,……..
Экономический словарь

Свобода Мысли И Совести — — в конституционном праве — одна из основных личных свобод человека, означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля,
право каждого……..
Экономический словарь

Свобода Объединения — право работников и работодателей создавать профессиональные союзы.
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Политическая свобода выбора: права и ограничения

Byadmin

Политическая свобода выбора: права и ограничения

Денисенко Анна Сергеевна,

студентка 5 курса отделения славянской и западноевропейской филологии факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА ВЫБОРА:

ПРАВА И ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ

Опыт учит тому, что свобода особенно нуждается
в защите, когда правительство устремляется
к благотворным целям. Для людей, свободных от
рождения, естественна бдительность к покушениям
на их свободы со стороны злонамеренных правителей.
Но для свободы опаснее скрытые посягательства
со стороны людей усердных, благонамеренных,
но лишенных понимания.
Судья Луис Брандис, процесс «Олмстед против
Соединенных Штатов Америки», 277 U.S. 479 (1928)

 

Свободу часто понимают статически, между тем как понимать ее нужно динамически. Существует судьба свободы в мире, экзистенциальная диалектика свободы в мире. Свобода может переходить в свою противоположность. Рабство может быть порождением ложно направленной свободы. Наиболее общее определение свободы, обнимающее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа. Духовное начало в человеке есть истинная свобода, а отрицание духа, додуманное до конца, – неизбежно есть отрицание свободы.

Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Свобода как выбор и свобода как творческий акт есть основное различие свобод. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира.

Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека при помощи принуждения или агрессии.

В определении политической свободы выделяют два аспекта. Первый — негативный — свобода от принуждения и давления государства по отношению к человеку, и второй — позитивный — цель предоставления свободы (для чего? к чему?). В последнем смысле, политическая свобода представляется как возможность раскрытия потенциала личности во взаимоотношениях между индивидом, слоями общества и государством.

Исследованию проблемы свободы была посвящена практически вся история человеческой мысли. Рассмотрение свободы в политическом аспекте начинается еще в античности в связи с вопросами управления полиса гражданином. Идеал свободы античной демократии — разделении власти между всеми гражданами. Человек тем свободнее, чем больше времени он уделяет вопросам управления страной. Сущностью свободы — подчинение закону, а не господину.

С точки зрения христианской концепции, свобода человека тождественна равенству, а выдвинутый постулат гласит о «конечности» и ограниченности любой земной власти. «Можно сказать, что существование Бога есть Хартия вольностей человека, есть внутреннее его оправдание в борьбе с природой и обществом за свободу» отметил Н.Бердяев.

Мыслители эпохи Возрождения и Реформации обращают внимание на индивидуальные аспекты свободы индивида, выдвигая на первый план человека, а затем уже Бога. Подчеркивается особая важность человеческой деятельности, равенство всех людей. Гарантии равенства, справедливости, а также свободы личности виделись в издании и соблюдении законов, «согласующихся с естеством человека».

Начиная с Нового времени, свобода становится одной из главных идей и ценностей общества. Сущность политической свободы рассматривается в русле договорных и естественно-правовых концепций.

В своих работах Т. Гоббс и Дж. Локк акцентируют внимание на проблеме «отчуждения» абсолютной свободы человека, которой он обладает в естественном состоянии, в пользу верховной власти в результате общественного договора. Естественное право Гоббс связывает с понятием абсолютной свободы, которая «есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению и разумению, является наиболее подходящим для этого средством». Естественные права означают в таком случае абсолютную свободу каждого индивида делать все, что необходимо ему, невзирая ни на кого другого. В трудах Гоббса концепт «Свобода» вступает в отношения с концептом «Война»: свобода как абсолютный принцип естественного состояния сама же себя отрицает в постоянной «войне всех против всех», требуя своего ограничения в интересах мира и безопасности как общества, так и самого человека.

В противоположность Гоббсу, Локк делает акцент на «абсолютной свободе акта согласия» большинства, объединяющегося в государство. Происходит ограничение свободы всех свободой большинства. Человек «отчуждает» часть своей свободы государству, а в обмен получает гарантированные гражданские права и свободы. Свобода людей «под властью правительства» заключается в том, чтобы иметь постоянное правило жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем. Это «свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека». «Неотчуждаемые права» человека и разделение властей являются «границами» любой политической власти и гарантиями свободы. Локка не случайно называют основоположником либерализма. Многие его идеи легли в основу либеральных концепций свободы.

В эпоху Просвещения. Ш. Монтескье выделял два аспекта политической свободы: в ее отношении к государственному строю и к отдельной личности. При этом необходимо учитывать оба аспекта. Как отмечал Монтескье, может случиться, что и при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй нельзя будет назвать свободным. Следовательно, разделение и взаимное сдерживание властей являются главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Лишь при соблюдении этих условий возможен такой «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет».

Принятая в 1789 году во Франции Декларация прав человека и гражданина, что люди рождаются и остаются свободными и равноправными, а общественные различия могут иметь место лишь в случае их полезности для всех. Свобода в ней определялась как «возможность делать все, что не вредит другому». Пользование каждого человека своими правами не должно встречать иных границ кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами. Границы эти могут быть определены только законом.

Эпоха буржуазных революций принесла не только изменения общественного строя, но и революцию в понятиях. Свобода из сферы моральной философии переместилась в область политического.

Б. Констан вскрывает противоположность понятий «свободы древних» и свободы современного человека, отмечая, что идеал свободы современного европейца — это личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Античный человек, согласно Констану, считал себя тем более свободным, чем больше времени и сил он посвящал осуществлению своих политических прав. Он подчеркивает, что «политическая свобода есть самое мощное, самое решительное средство совершенствования, ниспосланное нам небесами». Политическая свобода выносит на изучение и рассмотрение граждан их самые заветные интересы, развивает разум, облагораживает мысли, «устанавливает между всеми людьми своего рода интеллектуальное равенство, составляющее славу и могущество народа». Нация возвышается при появлении в ней первого же института, делающего возможным регулярное осуществление политической свободы. Люди из любых классов и профессий, покидая сферу привычных занятий, поднимаются на уровень важных обязанностей, доверенных им конституцией: «здраво делать выбор, энергично сопротивляться, разоблачать хитрости, не бояться угроз, благородно противиться соблазнам».

К XIX веку идея политической свободы становится центральной в идеологии либеральной мысли, поддерживаемой различными общественными группами, но, в основном, выражая интересы класса буржуазии. Однако единства в понимании сущности свободы человека как гражданина, члена государства, ее места и гарантий нет даже внутри самого либерализма. Особо остро это проявилось в вопросах роли частной собственности как основы свободы общества, проблемах взаимоотношения равенства и свободы, сущности и значении государства.

Прежде всего, можно выделить так называемые «позитивные» и «негативные» концепции, различающиеся в понимании сущности свободы, её значения для человека, роли государства и отношения к нему. Сторонники негативного подхода подчёркивают необходимость настороженно относиться к власти других и, прежде всего, государственной власти (И.Бёрлин, Ст. Холмс, Дж. Шкляр и др.). Наиболее важным для них выступает проблема ограничения сферы личной свободы человека, его безопасности от какого бы то ни было вмешательства и принуждения. Для них свобода означает «свободу от…», свободу от насилия, принуждения, жестокости, диктата со стороны государства и других людей.

Позитивная свобода понимается как «свобода для…», «свобода к чему». Но тут же мы сталкиваемся с отсутствием однозначного определения того, что такое позитивная свобода. Индивидуалистическое понимание свободы, как защита личности, неприкосновенность собственности и т.п. разночтений не вызывает. В отличие от вопроса — для чего собственно человеку так необходима свобода. Это, в частности, отражено в различии двух понятий свободы в английском языке, лежащем в основе двух концепций свободы: «liberty» — как ограничение принуждения, освобождение и «freedom» — прежде всего, как свобода выбора. В самом общем виде положительную свободу можно определить как возможность самосовершенствования, саморазвития личности, раскрытие внутреннего потенциала, творческих способностей. С другой стороны, понятия позитивной и негативной свободы связывают с такими категориями, как внутренняя и внешняя свобода.

Так, рассмотрение свободы в качестве фактического и правового положения человека в обществе и государстве предполагает выделение, по крайней мере, трех форм и уровней ее осуществления. На первом уровне свобода проявляется как внутренняя характеристика личности, имманентно присущее человеческой личности свойство, отличающее ее от других живых существ. Это свобода воли, лежащая в основе формирования социальной саморегуляции. С наличием свободы воли связывают юридические качества лица как субъекта права, члена гражданского общества: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Второй уровень и, соответственно, следующий аспект свободы как «генетической основы самоуправленческих начал в обществе» характеризует свободу с точки зрения состояния, положения человека в обществе. На этом уровне индивид не только осознает человеческую «самость», становится владельцем своей жизни и собственной человеческой личности, но и противопоставляет себя социальной среде, коллективу, обществу в целом, строит с ними отношения на определенных принципах. Данный аспект свободы характеризуется как освобождение личности от ограничений и насилия (в форме экономического или политического принуждения, национального угнетения, дискриминации и т.д.). Происходит закрепление статуса индивида как гражданина. Это так называемый негативный, «отрицательный» уровень свободы – «свобода от…».

Третий уровень свободы личности как основы самоорганизации населения и взаимоотношений человека, общества и государства отражает свободу как деятельную характеристику личности. Человек выступает не только как самостоятельная, независимая личность, но как деятельный субъект. Свобода предполагает здесь широкие возможности для выбора различных вариантов активного поведения, для преобразующей деятельности личности. Это позитивная свобода, «свобода на…». Она раскрывается через конкретные права и свободы, правовые стимулы.

Таким образом, можно говорить о выражении противоположных подходов по отношению к одному понятию: с развитием политической мысли формируются противоположные характеристики свободы. С одной стороны, утверждается, что свобода приносится «в жертву» государственной власти, полностью отчуждаясь от человека и «обмениваясь» на гарантии безопасности. С другой — подчеркивается, что свобода только и может утвердиться и реализоваться в условиях государства, основанного на законе и разделении властей как средстве контроля за властью, государство же, собственно, и призвано обеспечить защиту свободы, которая не может быть кому-либо отчуждена или передана. Выделяются два аспекта политической свободы: в ее отношении к государственному строю и в ее отношении к отдельной личности. С одной стороны, политическая свобода предстает как «постоянное и деятельное» участие в коллективном осуществлении власти, с другой, — как возможность пользоваться личной независимостью, для чего собственно и провозглашается необходимость представительной формы правления. Говоря другими словами, с одной стороны, человек признается тем более свободным, чем больше времени и сил он посвящает осуществлению своих политических прав, а с другой, — чем больше времени осуществление политических прав оставляет для его частных интересов.

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т.е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.).

Одной из основ конституционного строя в Российской Федерации, является закреплённое в Конституции признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. За государством закрепляется обязанность — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Именно в Конституции России закрепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д.

Свобода мысли и слова закрепляется в ст. 29 Конституции РФ в качестве одной из основных конституционных свобод любого человека на территории РФ.

Свобода мысли — это: во-первых, создание такого климата в обществе, который исключает давление на личность, ее сознание, образ жизни; во-вторых, свобода ее выражения; в-третьих, недопустимость использования психотропных средств воздействия на сознание человека.

Свобода слова — это свобода публично, т.е. в присутствии других лиц, излагать свои взгляды на что угодно. Свобода слова может проявляться в обиходном или деловом общении людей, в пропаганде и агитации, т.е. посредством целенаправленного и публичного проповедования своих взглядов, в том числе политических, религиозных и др. Статья 29 Конституции РФ содержит и ограничения свободы слова: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В ч.3 ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституционное закрепление политических прав и свобод — важная предпосылка, условие свободной политической деятельности человека, социальных общностей людей. Но это лишь одна, хотя и важная сторона деятельности человеческих субъектов. Ведь между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера». Человек должен быть готов к осуществлению этих прав и свобод, он обязан быть политически культурным. Поэтому следует отметить необходимость формирования у человека культуры свободы, то есть культуры политического выбора.

Свобода политическая является содержанием политических прав и свобод, признанных государственной властью и закрепленных в правовых нормах. В правовом обществе может существовать только правовая свобода. Не обеспеченная правом, не гарантированная законом свобода может обернуться своей противоположностью. Свобода без права — это произвол, тирания, насилие.

Свобода политическая — это возможность самообновления, самопреобразования общества. Это отрицание целесообразности прошлых форм политической жизни, государственных институтов, идеологии во имя общегуманистических целей, осуществляемое в соответствии с внутренним самоопределением личности.

 

Использованная литература:

  1. Басенко Н.А. Свобода политическая // Политология. Краткий энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону — Москва, 1997
  2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 2000
  3. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. В: Противоречия свободы. Париж: YMCA-Press, 1949.
  4. Вильямса Б. Конфликт ценностей. В: Идея свободы. Издание А. Райан. Oxford: Oxford Univ. Пресс, 1979.
  5. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998
  6. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: Наша позиция / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. — 356 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).
  7. Эктон Д. Очерки становления свободы. Оп.: Лондон, 1992. Пер. Юр. Колкера. Overseas Publications International Ltd, London, 1992.

Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org — Свобода слова в России.
  2. http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=85&r=34 — Политические права и свободы.
  3. http://allstatepravo.ru/mpkp/mkp2/80-kons252.html — Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ
  4. http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=602 – свобода политическая

www.ling-expert.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *